Вопрос: Вправе ли органы государственной власти, местного самоуправления, работодатели вмешиваться в деятельность профсоюзной организации?

Ответ: Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами устанавливаются, и регулируются Конституцией РФ (п.1 ст. 30 – «каждый имеет право на объединение, включая создание профессиональных союзов для защиты своих интересов»), Конвенцией МОТ № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию», (п.п. 1,2 ст.3 – «организации трудящихся … имеют право вырабатывать свои уставы …, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные органы власти должны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению»), Федеральным законом от 12.01.1996 №10-ФЗ (ред. от 03.07.2016)  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовым кодексом РФ.

              Одним из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов является принцип независимости профсоюзов, который обеспечивается прямым запретом всякого вмешательства в деятельность профсоюзов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, работодателей (Статья 5  Федерального закона  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Исходя из этого принципа, профсоюзы вправе самостоятельно в соответствии со  стоящими перед ними целями и задача  разрабатывать и утверждать свои уставы, определять вид и внутреннюю организационную  структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность, в т.ч. финансовую. Любое стремление органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей взять под контроль деятельность профсоюзной организации  является вмешательством в деятельность Профсоюза,  которое  повлечет за собой ограничение прав Профсоюза, а также воспрепятствует законному осуществлению им уставной деятельности, что прямо запрещено как национальным, так и международным законодательством.

Вопрос: Правомерно ли увольнение работников при реорганизации юридического лица?

Ответ: Нередко реорганизация юридического лица ошибочно оценивается работодателем как основание прекращения трудового договора с каждым работником. Работников обязывают написать заявления об увольнении и о приеме на работу в реорганизованное юридическое лицо. Вместе с тем, в соответствии со ст. 75 Трудового кодекса РФ  реорганизация учреждения (организации) не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (за исключением руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера), трудовые отношения с согласия  работников продолжаются. В трудовые договоры и трудовые книжки работников должны вноситься соответствующие изменения.

Вопрос: Возможно ли прекращение срочного трудового договора с работником в период его временной нетрудоспособности или  нахождения в отпуске?

Ответ: Прекращение срочного трудового договора с работником в период его временной нетрудоспособности или  нахождения в отпуске возможно. Трудовой кодекс РФ не допускает увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период временной нетрудоспособности работника и в период пребывания его в отпуске (ст. 81 ТК РФ). На остальные основания расторжения трудового договора (в том числе срочного, с истечением срока) этот запрет не распространяется. В данном случае основанием для увольнения является не инициатива работодателя, а истечение срока действия трудового договора.

Вопрос: Какой датой определяется начало проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников и, соответственно, каким образом исчисляются сроки о возможном расторжении трудовых договоров с работниками, предусмотренные ч.1 ст.82 Трудового кодекса РФ?

Ответ: Ответ на этот вопрос  содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 201-О-П «По жалобе открытого акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» на нарушение конституционных прав и свобод положением части первой статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации». По мнению Конституционного Суда РФ работодатель при принятии соответствующего решения обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала расторжения с работниками трудовых договоров.